Из истории Лютеранства в Челябинске.

О.Гартман,

член лютеранской общины г. Челябинска.

Воспоминания из жизни детских и послевоенных лет.

Я родилась в 1922 году в Республике Немцев Поволжья. Там каждое село имело свое вероисповедание: лютеранское или католическое. В нашем селе была лютеранская вера. Я помню, как в детстве мы праздновали Рождество. В комнату, где устанавливали и украшали Христбаум, нам детям, вход был строго запрещен. Только вечером, когда на улице было уже темно, на Христбаум зажигали свечи и звали нас детей. Какая это была радость для нас, смотреть на это чудо из игрушек и горящих свечей! На праздник Рождества к нам приходили соседские дети. Мы учили молитвы и стихи, чтобы рассказывать их и получать подарки.

Наша церковь была большая с колокольней. Она находилась в центре села, а недалеко от нее был дом, где жил пастор. Мы жили недалеко от церкви. Часто я видела, как украшенные экипажи с женихами и невестами подъезжали к церкви на венчание. Мы также любили наблюдать, как во время конфирмации, празднично одетые юноши и девушки ходили вокруг церкви парами, впереди юноши за ними девушки.

В начале 30-х годов церковь закрыли, крест спилили и сбросили. В то время я еще не могла оценить, какое это было кощунство. На следующее Рождество наша мама дала нам игрушки, которые украшали Христбаум, мы с ними поиграли, вот и весь праздник.

БОЖИЕ СЛОВО У МНОГИХ ЛЮДЕЙ ОТНЯЛИ НА МНОГИЕ ГОДЫ.

После выселения, войны и «трудармии», когда все родственники были найдены, сестры моей матери помогли мне прийти к Божьему Слову. Книг из дома сохранилось очень мало. Сборник духовных песен был редкостью. Сборники переписывали в ручную и передавали друг другу. Когда моя тетя уже не могла читать, она прислала мне свой сборник духовных песен. В конце сборника были молитвы на каждый день. О какая это была радость. В конце 80-х начале 90-х годов появилась возможность приобретать книги по почте из Риги и Петербурга. Так я приобрела молитвенник Штарка, книгу проповедей К.Блюма, краткий катехизис д-ра М.Лютера. Библию мне прислали из редакции газеты «Нойес Лейбен». Я много читала, но в церковь пришла только в 1994 году.

Только в церкви я поняла, как беден человек без Слова Божьего, толь здесь осознала сколько потеряно времени. В Божьем Слове каждый может найти самое большое утешение и самую большую поддержку в тяжелейших моментах жизни.

 

Интервью с Магдаленой Яковлевной.

Вопрос: Как начиналась община, кто ею руководил, сколько было прихожан?

Ответ: Я знаю только братьев, которые вели общину, и то не всех.

Я пришла в общину в 1952 ом году. Община собиралась из людей, которых согнали из разных концов страны. Они были репрессированные «трудармейцы». Но эти люди еще до репрессий были верующие в Бога. Я,например, с Волги. После освобождения из «трудлагерей» верующие искали друг друга, чтобы собираться  для служения Богу. Они со временем нашли друг друга, их было в начале около 20 человек.

Каждый раз приходилось собираться на разных квартирах. В 1953 году, на праздник Пятидесятницы,

мы собрались в лесу около города Копейска. Было много людей. Пришли и из других общин, я там тоже была. Вдруг приехала милиция. Нас разогнали, старших братьев арестовали, допрашивали, но отпустили. Так что в этом плане у нас ничего хорошего не было. Мы всегда боялись.

В моей общине главным был брат Фридрих Греб. Когда он умер, общину возглавил Карл Браун. Тогда мы собирались на квартирах. Это было не легко, по тому что милиция преследовала нас. После одного из Богослужений, хозяину квартиры угрожали и запретили проводить Богослужения, хорошо что хоть не арестовали. В то время нас было 15 человек.

Богослужения они вели так, старший брат начинал песню, прочитывал проповедь, потом становился на колени и молился с общиной. После него второй и третий брат делали так же. В конце все вслух читали молитву Отче наш. Мы были рады, что могли вместе славить Бога и дарить друг другу немного радости. Когда умер Карл Браун, общину возглавил Эмиль Фендлейн. В районе были и другие общины.

После отъезда части немцев в Германию, оставшиеся объединились в одну общину. Брат Эмиль тоже уехал. Вендлейн Рихард тогда стал собирать общину в своем доме на Першино ( поселок индивидуальной застройки в Челябинске). Там мы долго были, но и он собрался уехать в Германию. Тогда брат Иоаннес Лессель пошел в школу и попросил предоставить место.Также были с нами братья Иоаннес Граубергер и Рудольф Ланге. Эти трое обычно проповедывали. Через некоторое время начались разговоры, что мы можем испортить детей и что мы их зовем в общину. Так что нам пришлось уйти и от туда. Мы нашли место в аптеке возле Центрального клуба, но не на долго. После этого место в молодежном клубе, но и от туда нас попросили. Тогда брат Иоаннес Лиссель  обратился к знакомым немцам из Католической церкви и они нам разрешили проводить в их молитвенном доме после обеда наше Богослужение. Потом уже Владимир Яковлевич Гроо с братом Рудольфом искали место для постройки новой своей Церкви. И в 2002 году община переехала в новую церковь, но это другая история.

Как нас найти?

Евангелическо-Лютеранская община

г. Челябинск, ул. Черкасская 2г,

тел./факс: 8(351) 721-83-47

Е-mail: jesse@citydom.ru





Оргкомитет по подготовке празднования 500-летия Реформации 

2017

 

 «При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом».