Евангелическо-лютеранская церковь Святой Марии г.Саратов

В XVIII веке, при императрице Екатерине II, началось переселение немцев из Европы в Россию. Они были верующими: католиками, лютеранами. Последних оказалось большинство. 12 июня 1790 года, согласно летописи, была заложена деревянная лютеранская церковь (до этого переселенцы разных вероисповеданий встречались в общем молельном доме). В сентябре 1793 года строительство завершилось. Храм получил название "Евангелическо-лютеранская церковь Святой Марии". Поначалу он был без хоров и колокольни. Позднее пристроили и то, и другое. Церковь стала духовным центром лютеран Поволжья.

В июне 1830 года лютеранская община "с подобающей торжественностью и большим одушевлением" отпраздновала 300-летний юбилей утверждения лютеранского вероисповедания.

А вскоре случилась беда. В Саратов пришла непрошеная гостья - холера. Она косила сотни людей. Как отмечал очевидец, "чиновники умирали в канцеляриях, солдаты - на постах, молящиеся - в церквах". Среди тех, кто достойно проявил себя в лихую годину, был пастор церкви Святой Марии Иоганн Самуэль Губер. Сохранился документ, в котором царский министр выразил благодарность служителю культа: "Пастор Губер самоотверженно действовал в холерную эпидемию и в качестве священника и в качестве врача".

Служитель культа спас жизнь многих волжан - и православных, и мусульман, и своих единоверцев.

Иоганн Самуэль Губер родился в Германии, там получил образование. Но известность пришла к нему в России. У нас он стал видным религиозным деятелем. Прославился и его сын Эдуард Иоганнович Губер, уроженец Саратовского села Усть-Залиха. Он стал видным русским поэтом, первым перевел на русский язык "Фауста" Гете.

В 1876 году во время пожара сгорели орган и хор церкви Святой Марии. Лютеране быстро произвели ремонт и... решили построить новую святыню на Никольской улице (улица им. Радищева). Возвели ее в 1879 году по проекту архитектора К. Тидена. Новый храм был красивый, каменный, с толстыми стенами, высокий - в виде пирамиды с шатром, увенчанным остриём, на котором - крест. В зале, где проводилось богослужение, - замечательная акустика. В любом месте отчетливо слышался голос пастора. 5 августа 1879 года новоотстроенный евангелическо-лютеранский храм был освящен.

Эту, одну из старейших церквей Саратова, закрыли в 1935 году. Навсегда.

Пирамидальность — слово-ключ к шифру этого здания. Пирамидален его силуэт — от приземистого нартекса через ярусы колокольни к шатру, теряющему острие в облаках. Пирамидальна и его судьба: сначала по нарастающей, до предела, потом медленно, но неотвратимо вниз, к камням и праху. На противоположных склонах пирамиды есть общие отметки: в конце XVIII века при церкви была открыта школа (первая в Саратове) для детей колонистов, а в середине века XX — детский театр кукол; в конце прошлого столетия псалмы во время служб пелись в сопровождении органа, а через полвека великолепная акустика зала усиливала голоса артистов филармонии.

В начале 70-х годов ХХ века бывший храм сломали, снесли. Теперь на его месте корпус сельхозинститута.

Этот храм был самым крупным, важнейшим из переселенческих. Умение и любовь тех, кто возводил его, скрепили толстые каменные стены. Теплое дыхание мастеров наполнило кирху изнутри, защитило снаружи — и вознесло над суетливой городской жизнью. 3атем ли, чтобы неосторожно уронить, разбить на осколки в памяти горожан? Осколки, которые очень трудно собрать.

Как нас найти?

Евангелическо-лютеранская церковь Святой Марии

г. Саратов,ул. Большая Садовая, 14 Б

Телефон, факс:+7 8452 544150;+7 8452 289916

Адрес эл. почты: marienkirche@yandex.ru 


Евангелическо-лютеранская община г Маркса

В первую очередь, как это всегда бывало в старину, колонисты, приехав в новые края, стали возводить церковь.  Скорее, это был деревянный молельный дом, где службы лютеране и католики проводили по очереди. После создания лютеранского прихода в 1768 году была построена церковь из дерева. В 1840 году ее перестроили уже из кирпича, позже отштукатурили изнутри и снаружи.

Если бы мы с тобой, дорогой читатель, очутились в старом Екатериненштадте начала ХХ века, то могли бы с полной силой насладиться красотой немецкой евангелическо-лютеранской церкви. Тогда еще высоченная колокольня (почти 80 м) пронзала синее небо шпилем с золотым крестом, еще цел был полусферический купол над центральной частью, а церковную территорию окружал кирпичный с чугунными решетками забор. С любезного разрешения пастора Клауса Артура Юлиуса (так звали последнего священника этой церкви) исследуем храм изнутри. Верх колокольни имеет небольшую крышу, под которой вмонтированы часы с колокольным звоном, подключенным к четырем циферблатам, ориентированным по сторонам света. Часовые стрелки соединены  с большим колоколом, четвертьчасовые – с двумя из трех меньших колоколами. «Бум», - звучит большой часовой колокол – по количеству часов от одного до двенадцати. «Бим-бом», - бьют меньшие колокола один раз – когда время показывает пол- и четверть часов. Внутри здание устроено двухэтажно. Второй этаж не делит церковь потолком, а идет двумя широкими боковыми галереями до хора и поддерживается круглыми колоннами. С восточной стороны алтаря – позолоченная и украшенная резьбой деревянная трибуна для проповеди, с западной стороны – большой орган. Надпись над алтарем гласит: «Славьте Господа и Его Святости!». Всю остальную центральную часть заполняют длинные лавки для прихожан под массивными люстрами на десятки свечей. Некоторые утверждают, что внутреннее убранство екатериненштадского храма такое же, как и в Николо-Морской церкви в Санкт-Петербурге.

 К середине XIX века статус церкви повышается, она становится соборной церковью Святой Троицы. Неподалеку строят приходскую школу. Наш город, как известно, является культурным и промышленным центром всех луговых колоний. Поэтому не случайно в августе 1917 года именно здесь пройдет конгресс евангелическо-лютеранских поволжских приходов…

 Но настало новое время. Советская власть все настойчивее усиливала натиск на религию. Пастора арестовали и сослали в Сибирь, а церковь закрыли. Это привело к массовому выступлению верующих 5 июня 1930 года, в основном женщин, пришедших на центральную площадь вместе с детьми. Сотрудники ОГПУ и милиции встали на защиту советской власти в городе и разогнали этот митинг, предварительно схватив активных участниц его, а позднее отправив из за своим пастором в ссылку.

 По прошествии нескольких лет, как гласит предание, у храма появилась группа озабоченных антирелигиозной борьбой советских начальников. За ними следовали конные подводы, грузовики и отряд солдат НКВД. Солдаты ходко стали выносить из здания разобранные части органа, церковную утварь, алтарные украшения, книги на погрузку.

 Один из начальников, предварительно наступив ногой на упавшую Библию, победно глянул в сторону небольшой толпы местных жителей.

- Ну что, земляки, конец вашему Богу! Да и нет его вовсе!

- Кто тебе сказал, что его нет! –возразил пожилой гражданин, тяжело опирающийся на костыль.

Толпа зевак испуганно отпрянула от старика. Но он, не выказав и тени страха, внимательно смотрел на ретивого безбожника.

- А вот смотри! – крикнул тот, хватая у проходящего солдата стопку церковных книг и бросая их на землю.

- Смотри, старый хрыч! – и начал топтать их хромовыми сапогами. Казалось, что он исполняет какой-то странный папуасский танец, трясясь всем телом от возбуждения.

- Видишь, что я делаю? А где твой Бог? Почему не наказывает меня? – выкрикнул начальник, прекратив пляску и вопросительно глядя на незнакомца, посмевшего с ним спорить.

- Да он тебя уже наказал. Разума лишил, - печально ответил старик.

Раздосадованный богоборец хмыкнул в ответ, смачно плюнул на одну из книг и побежал излишне бойко руководить погрузкой.

 А потом… стали снимать колокола. И когда самый большой тяжелый колокол на толстых тросах поплыл вниз, они вдруг резко оборвались, и большая бронзовая махина стремительно полетела к земле. Тот самый начальник замешкался у подножия колокольни, а когда рванул в сторону, было уже поздно. Колокол с чавкающим хлопком накрыл его и наполовину вошел в грунт. Не трудно себе представить, что нашли под колоколом солдаты, отрыв вокруг землю и перевернув его набок.

 А старик, перекрестившись, устало побрел прочь, провожаемый испуганными взглядами зевак.

 Работы свернули, позабыв про золоченый крест на штиле церкви. Да и позже его все никак не могли снять с колокольни. Дело в том, что один комсомолец, решившийся на это, сорвался с крыши и разбился. После этого добровольцев долго не находилось. Но, как известно, большевики – народ упорный и смелый. В конце концов, перед самой войной, символ христианской веры был сброшен. А в годы Великой Отечественной войны, вы, наверно, знаете, что случилось с немцами Поволжья, и с жителями Екатериненштадта-Марксштадта в частности. Они были депортированы в Сибирь и Казахстан и пережили множество лишений и страданий. Такова история.

 В дальнейшем лютеранская церковь повторила судьбу многих храмов России: церковь была превращена в клуб. В конце 50-х годов ХХ века по стране прокатилась волна новых разрушений религиозных памятников – у церкви сломали колокольню с часами и купол. К счастью, остальное здание уцелело. В 1991 году оно возвращено лютеранам города Маркса. Возрождение лютеранской общины возглавила смелая и решительная женщина – Элеонора Александровна Гердт, к сожалению безвременно ушедшая из жизни осенью 1999 года. Под ее руководством был сделан небольшой ремонт, и теперь там регулярно проводит службы пастор В. К. Родиков. 

Александр Кирсанов

отрывок из книги "История в стиле джаз"

Как нас найти?

Евангелическо-лютеранская община г Маркса.

 Саратовская область,  г. Маркс, ул. К. Либкнехта, д. 67

Тел./факс: 8 (84567) 5-53-09

 пастор - Владимир Родиков.






Оргкомитет по подготовке празднования 500-летия Реформации 

2017