500 лет Реформации в Самаре

Прошло 5 столетий с того далекого дня в XVI веке, когда Мартин Лютер написал свои 95 тезисов – «Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций». В своих тезисах он подверг критике практику отпущения грехов за денежную плату и эксклюзивные права на то римского папы, утвердил Священное Писание как единственный авторитет. По легенде, М. Лютер прибил текст тезисов  на двери Замковой церкви в Виттенберге (Саксония) и это послужило сюжетом многочисленных средневековых гравюр. Однако немецкий историк церкви Эрвин Изерло(«Лютер между реформой и реформацией. Прибития тезисов не было» - «LutherzwischenReformundReformation. DerThesenanschlagfandnichtstatt», Мюнстер, 1968)в середине ХХ века установил, что вероятнее Лютер отправлял тезисы почтой архиепископу Майнцскому, а не получив ответа, решился обнародовать их устно и печатно. Во всяком случае, Мартин Лютер оказался тем человеком, который запустил огромный процесс преобразования католицизма и рождения нового направления христианства. 

Реформация и ее последствия

Взимание платы за отпущение грехов, возможность вызволения грешной души из чистилища, бездумно-фанатичное поклонение святым, иконам, реликвиям ­– по сути,людям и вещам– таким виделся молодому доктору богословия  средневековый институт католической церкви. Почему церковь не должна подчиняться светской власти? Почему она должна быть дорогой?  Почему можно купить прощение?

А чем обусловлены эти вопросы и что в итоге: Новое мышление? – Да.  Новая этика? – Безусловно.

Видимо, тогда начала появляться идея свободы совести и ответственности, человек начинает мыслиться как автономный индивид, самостоятельный в своих суждениях и поступках, что подготовило почву для идеи прав человека, представленийсначала о духовном, а затем и политическом равенстве.

Священное писание становится доступным – оно переведено на родной язык и каждый может его читать.  Растет грамотность, появляется необходимость в образовании.

Труд начинает мыслиться одним из видов служения Богу и в трудовой этике легко усматриваются библейские корни. Феодальные экономические отношения сменяются капиталистическими. Развиваются производство и торговля.

В ретроспективе выглядит глобально: протест высказанный Лютером не просто создал Протестантизм, как  одно из трёх главных направлений христианства, но и повлиял на ход мировой истории.

Протестанты на службе России

Чего и кого не было бы в нашей стране, если бы не Реформация?

Не было бы  «первой русской женщины-дипломата» –под таким именем вошла в историю Д. Х. Ливен, урождённая Доротея фон Бенкендорф, В.И. Даль не собрал бы «Толковый словарь живого великорусского языка», открытие Антарктиды могло произойти позже и представителями другой страны… Список российских протестантов весьма большой и в нем много знаковых имен, таких как Ф. Я. Лефорт, К. В.Нессельроде, Х. А. Миних и М. Б. Барклай-де-Толли, К. Г. Фаберже, В. И. Беринг и Ф. П. Врангель, П. Б. Струве, А. А.Дельвиги В.К.Кюхельбекер, К. П. Брюллов и другие.

Среди самарских протестантов О. К.Кеницер – основатель и владелец макаронной фабрики до 1914 г., Ю. Б.Укке– врач и первый метеоролог в Самаре, автор книги о климате в Самаре («DasKlimaunddieKrankheitenderStadtSamara» («Климат и болезни города Самара», Берлин, 1863 год). Л. А. Греве,избиравшийсяна два созыва гласным Самарской городской думы, директором  губернского попечительского комитета о тюрьмах, главным фармацевтом врачебного отделения при губернском правлении, и участвовавший в работе приемного покоя для неимущих больных. А. П.Курлина с мужем были известными в городе благотворителями: попечителями детских приютов, училища для слепых детей, коммерческого училища. Инженер-технолог П. И.Чекмарев восстанавливавший промышленность в годы Гражданской войны и после: именно его стараниями была открыта обувная фабрика, кожзавод, овчинно-шубное производство, он организовал сушку овощей, производство кальцинированной соды, маслобойню, хлебозавод, восстановил макаронную фабрику и лесопилку.

Первые лютеране появились в Самаре в середине XVIIIвека, а ее официальное существование началось с собрания 22 сентября 1854 г., когда был избран первый церковный совет. Начиная с1865 года службы проходили в здании Кирхи, которое мы знаем сейчас. Не обошло самарских протестантов и закрытие церкви на 60 лет, однако все вернулось на круги своя: и крест на колокольне, и служение Богу и людям. Представители общины продолжают подвижническую благотворительную деятельность, начатую в ХIX веке.

Празднование юбилея

500-летие Реформации отмечается с большим размахом по всему миру: концерты, поздравительные речи, просветительские поездки, круглые столы и конференции. Не в стороне и нашСамара. Весь 2017 год обещает быть наполнен отдельными событиями, приуроченными к юбилею, а начало положено 1 апреля в зале Самарской филармонии, который был предоставлен Администрацией Губернатора Самарской области на безвозмездной основе. Торжественное открытиемеждународной научно-практической конференции«Власть духовная и светская: Взаимодействие в социокультурном пространстве» оказалось очень востребованным среди самарцев – один из главных залов города не смог вместить всех желающих  приобщиться к огню Реформации. Зрителей ждала тематическая выставка и концертная программа.

Часть церковного быта переместилась в хрустальное фойе филармонии: серебряная посуда для причастия, пасторские мантии и параменты, уникальные старинные Библии. А со сцены филармонии звучали поздравительные речи представителей Администрации Губернатора Самарской области, города Самары, всех конфессий. Доехали до Самары и Франк Отфрид Юли – епископ Евангелической Церкви земли Вюртемберг и вице-президент Всемирной Лютеранской Федерации центральной и западной Европы, и руководитель Евангелическо-лютеранских общин Штутгарта СёренШвезиг, и архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви России Дитрих Брауэр. Концертная программа органично вплеталась между поздравлениями. За органом – Людмила Камелина, а три хоровых коллектива сменяли друг друга: Хор Евангелическо-лютеранской общины Св. Георга г. Самары,Сводный хор Самарского государственного социально-педагогического университета и Самарской духовной православной семинарии, а также детский хор «Ventus». После приветственного адреса от главного раввина Самары и Самарской области – искрометное выступление ансамбля «Клезмер-Алия», после приветствия от муфтия Талиба-хазратаЯруллина – «Лирический танец» от ученика школы «Яктылык».

Пропст Ольга Темирбулатова была награждена почетным знаком Губернатора  «За вклад в укрепление дружбы народов».

Завершая торжественную часть мероприятия архиепископ Дитрих Брауэр рассказал о музыкальном наследии Баха, о выдающихся лютеранах России, об истории Лютеранской Церкви России, отметил 100-летие революции и мученичество пасторов и верующих и  сказал о поддержке юбилейных мероприятий администрацией Президента РФ.

В открытии празднования юбилея Реформации принимали участие наряду с представителями областной и городской администрации, представители Самарской и Сызранской митрополии Русской православной Церкви, Регионального духовного управления мусульман, иудеев, Союза народов Самарской области, национальных центров и протестантских церквей региона.

 

Научная часть конференции благодаря проведенной работе к.и.н. БэллойГартвиг и участию проректоров, преподавателей и студентов Самарского государственного социально-педагогического университета, института культуры и Самарского государственного технического университета показала высокий научный уровень.

Она проходила в кирхе под руководством ректора Теологической семинарии доктора богословия Антона Тихомирова и включала более 20 докладов от участников из Штутгарта и Эрлангена, Читы, Рязани, С.Петербурга, Нижнего Новгорода, Тольятти, Москвы и Самары. Доктор РайнерШталь начал свой доклад  с воспоминания о том, что когда он сообщил своему отцу о решении стать пастором,  тот ответил ему, что работая в церкви не возможно разбогатеть, но у церкви есть будущее. И доктор Штальсказал, что он «сегодня  в этом убедился».

 

Завершилась конференция праздничным богослужением с проповедью епископа Юли и концертом в уютном зале Самарской кирхи, где по-домашнему выступил хор общины, тепло прозвучали флейта (Анна Лазанчина), виолончель (Людмила Волкова) и орган (Анна Карпова).

В течение 2017 года в Кирхе будут ежемесячно проходить музыкально-просветительские вечера, посвященные теме Реформации.

Руководство Евангелическо-Лютеранской Церкви европейской России выражает благодарность и признательность администрации Губернатора Самарской области, Немецкому культурному центру им. Гёте, г. Москва, Международному Союзу немцев,  Союзу Мартина Лютера и Всемирной Лютеранской Федерации за финансовую поддержку конференции.

 

P.S.: А постскриптум хочется использовать для удивительного дизайнерского решения логотипа юбилея Реформации: он вобрал в себя и портрет Мартина Лютера, и так называемую розу Лютера, его печать-факсимиле, ставшую символом лютеранства.

 

 

Валерия Иванова

Аспирантка кафедры философии Самарского университета, филолог

(Выпускница филологического факультета СамГУ, выпускница Самарского музыкального училища им. Д.Г. Шаталова)




Оргкомитет по подготовке празднования 500-летия Реформации 

2017

 

 «При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом».